165 лет назад родился просветитель Шакирджан Тагири
В этот день, 165 лет назад, 28 февраля 1858 года, родился татарский просветитель, педагог, каллиграф, художник, мастер рукописной и печатной книги, первый мусульманский татарский художник, получивший в Санкт-Петербургской академии художеств диплом на право преподавания, создатель первой складной татарской азбуки Шакирджан Тагири (1858-1918).
Шакирджан Тагири ( тат. Шакирҗан Таһири, Şakircan Tahiri, Шакирҗан Әхмәтҗан улы Таһиров, Шакирджан Ахмеджанович Тагиров; 28 февраля 1858, с. Ачасыр, Свияжский уезд, Казанская губерния, РИ – 14 января 1918, Казань, Казанская губерния, Россия) родился в семье мусульманского священнослужителя – ахуна. Начальное образование получил в мектебе родного села. Учился в медресе «Марджания» в Казани.
В 1877 – сдал экзамен на звание имам-хатиба и модарриса в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании.
В 1880 – окончил Казанскую татарскую учительскую школу (КТУШ). Во время обучения брал уроки рисунка и живописи.
С 1880 – преподаватель в русско-татарских училищах и русских классах при медресе Казани.
В 1881-1917 – учитель черчения и рисования Казанской татарской учительской школы (КТУШ).
В 1883 – Шакирджан Тагири первым из татар получил свидетельство Академии художеств в Санкт-Петербурге на право преподавания рисования в низших учебных заведениях.
В 1896-1917 – преподавал русский язык в казанском медресе,
В 1907-1917 – преподавал мусульманское вероучение, каллиграфию, рисование и черчение в Казанском коммерческом училище, мусульманское вероучение в Казанском 1-м реальном училище.
В 1915 получил чин статского советника.
После февраля 1917 года занимался организацией учительских курсов в Казани и Чистополе.
Шакирджан Тагири внес заметный вклад в развитие татарского образования, основное внимание обращал на развитие родного языка и преодоление негативного отношения к изобразительному искусству. На личные средства построил здание русско-татарского училища, участвовал в организации школы Лябибы Хусаиновой.
Шакирджан Тагири создал первые методические руководства для обучения русскому языку. Считал необходимым усвоение учащимися грамматики родного языка для успешного овладения русским и иностранными языками, чем объективно противостоял официальной имперской политике ассимиляции татар.
Автор одного из первых иллюстрированных татарских букварей для обучения по звуковому методу «Бәдьэ әт-тәгълим hәм мөкәммәл әлифба» («Начало ученья и полная арабская азбука», 1893; 6 изд., Полная арабская азбука, 1916), методического пособия к нему (1893), учебника по арабскому языку (1905); учебных пособий по мусульманскому вероучению для светских учебных заведений: «Абдәст вә намаз рисаләсе» («Книга об омовении и намазе», 1893; 3 изд., 1913), «Мохтасар кавагыйдет-тәҗвид» («Краткие правила таджвида», 1899; 2 изд. 1915), «Тарихе ислам замане хөләфа» («История ислама времен праведных халифов», 1914).
У Шакирджана Тагири учились Гаяз Исхаки, Гафур Кулахметов, Мухитдин Курбангалиев, Мирсаид Султан-Галиев, Мухаметхан Фазлуллин, Хусаин Ямашев и многие другие.
О художественном даровании Шакирджана Тагири свидетельствует исполненная им рукописная книга «Ода о плаще Мухаммеда» средневекового арабского поэта Мухаммеда аль-Бусири (1883). В ней Шакирджан Тагири продемонстрировал искусное владение такими почерками арабского письма, как насх и таглик. Ввел цвет в оформление книги и организовал плоскость листа, обрамляя страницу двойной полосой и отделяя основной текст от подстрочного перевода, вынес комментарии на поля и расположил их по диагонали, придавая композиции текста динамику. Фронтиспис (сарлаух) украшен растительным орнаментом, аркообразная композиция унвана и басмала обрамлены рамкой, образованной цветочной гирляндой. Основная сдержанная сине-зеленая цветовая гамма акцентирована ярко-красными вкраплениями. Шакирджан Тагири дал свои подстрочные пояснения и переводы некоторых слов рукописи.
В 1904 опубликовал русскую разрезную азбуку и издал настенные «Таблицы Генетического русского письма прямым шрифтом», которые явились результатом многолетнего опыта преподавания чистописания и широко использовались в русских и татарских школах Казанского учебного округа.
В 1914 была издана книга «Рәсемле әлифба» («Фонетическая иллюстрированная татарская азбука»), которая содержит более 80 рисунков, исполненных Шакирджаном Тагири пером и тушью. Среди множества иллюстраций, изображающих животных и птиц, предметы городского и сельского домашнего обихода, выделяются жанровые бытовые сцены, отражающие реалии казанского татарского общества того времени.
Шакирджан Тагири был награжден орденами Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 3-й степени, двумя серебренными медалями «За усердие».
Произведения Шакирджана Тагири хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
В семье Шакирджана Тагири было 13 детей, многие из которых благодаря умелому и заботливому воспитанию в дальнейшем внесли большой вклад в развитие татарской культуры и науки. Среди них: Зухра Тагирова и Суфия Тагирова – сторонницы введения светского образования для татарских женщин в начале ХХ века, преподавали в известной женской школе «Лябибия Хусайния», Суфия Тагирова внесла большой вклад в организацию и развитие библиотечного дела в Татарстане; Рифгат Тагиров – известный учёный-историк, педагог, профессор Казанского государственного педагогического института, первым выдвинул идею создания 11-томной Татарской энциклопедии и собирал для неё материалы; Фаик Тагиров – выдающийся художник-график, педагог, типограф, организатор, реформатор художественного оформления татарской и русской книги в 1920-1930-е годы, создатель десятков новых типографских шрифтов для языков народов СССР и народов зарубежного Востока в 1930-1960 годах.
Источник: Татары