Мусульмане в Москве

Мусульмане в Москве

Численность мусульман в Москве на сегодняшний день составляет около 4 миллионов человек – это больше, чем в любом европейском городе. Такой статус ко многому обязывает: для всех этих людей город должен обеспечить достойные условия для жизни, работы, выражения своей религиозной принадлежности.

История появления мусульман в Москве

История московских мусульман началась еще во время Золотой Орды, когда государственной религией в 1312 году был провозглашен ислам. До сих пор столица России хранит следы с того времени, когда появились первые мусульмане в Москве: эти следы отражаются в названиях улиц Москвы, таких, как Басманная улица, Арбат, Балчуг, Ордынка, Измайлово, Татарские переулки, Толмачевский переулок.

Этнический состав московских мусульман

Московские мусульмане в современной столице представлены пятью многочисленными группами:

  • татары;
  • народы Кавказа;
  • народы Центральной Азии (узбеки, таджики, киргизы, казахи, туркмены);
  • русские мусульмане, которые приняли ислам;
  • этнические мусульмане, которые представлены выходцами из стран мусульманского мира.

Современные СМИ в угоду модной толерантности часто публикуют хвалебные статьи о том, как хорошо обстоит дело со строительством мечетей в Москве. Существует расхожее мнение, что если не учитывать количество трудовых мигрантов, в том числе и нелегальных, то мусульманских мест поклонения на территории Москвы хватит для всех верующих мусульман. Это очень далеко от истины. Только татар мусульман в Москве проживает около миллиона человек, по усредненным сведениям, а если учесть и жителей Подмосковья, то их количество достигает двух миллионов человек – это вторая по численность национальность москвичей.

Татары являются в Москве коренными жителями, их численность была внушительной уже на конец девятнадцатого века, а после времени Золотой Орды много татар служили у российских князей и царей, да и многие дворянские фамилии москвичей ведут свою историю именно от татар – это такие известные московские фамилии, как Юсуповы, Аксаковы, Шереметьевы и Кутузовы.

Представители второй группы представлены более миллионной диаспорой азербайджанцев, несколькими сотнями тысяч чеченцев и дагестанцев, а также менее многочисленными диаспорами карачаевцев, балкарцев, ингушей, осетин, адыгейцев и кабардинцев.

Также многочисленна третья группа, насчитывающая более миллиона этнических мусульман, в основном трудовых мигрантов из республик Средней Азии: Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Казахстана.

Представители четвертой группы проявляют нередко более ревностное отношение к тому, чтобы следовать предписаниям ислама, поскольку этнические мусульмане придерживаются традиций ислама часто в силу обычаев своего народа. Те же, кто принял ислам осознанно, стремятся к тому, чтобы исполнять все положения мусульманской религии ревностно и неукоснительно.

Представители пятой группы являются по большей части студентами из стран Ближнего Востока: арабов (сирийцы, египтяне, иорданцы, ливанцы, палестинцы, ливийцы), а также малайцев. Большая группа представлена турецкими и арабскими бизнесменами.

Современные проблемы мегаполиса для представителей ислама

В современной Москве обычные столичные жители часто связаны не с самыми приятными ассоциациями, а на женщин мусульманок, которые носят длинные платья и хиджабы, косятся со страхом. Это обусловлено рядом событий, произошедших в столице и в России в последние несколько десятилетий.

Но и со стороны мусульман можно наблюдать похожие эмоции: мусульманин-студент или девушка мусульманка не станут читать в общественном транспорте учебник по арабскому языку, поскольку реакция на арабские буквы может быть непредсказуемой. У мусульман в Москве достаточно часто возникают проблемы – от серьезных до курьезных.

События, которые происходили в последние годы в Афганистане и Чечне, политическая шумиха вокруг Ирана, череда терактов освещались на страницах таблоидов активно и последовательно, и о том, какова в действительности роль ислама во всех этих событиях, до сих пор ведется немало споров среди культурологов, политологов и экспертов. Следствием всех этих факторов стала взаимная настороженность и агрессия между немусульманами и мусульманами.

У московских мусульман возникает и ряд околорелигиозных проблем, связанных со смешанными браками, а также с отношениями между друзьями немусумальманами.

Русские мусульмане в Москве, которые приняли ислам по идейным соображениям, сталкиваются с еще большими проблемами: их часто встречают непониманием, хотя в понятие быть мусульманином входит не так много потребностей: возможность посещать мечети в необходимое, предписанное исламом время, возможность приобретать религиозную литературу, возможность покупать и употреблять в пищу халяльные продукты, а также иметь возможность проводить в соответствие с исламскими традициями похоронные и свадебные обряды. Для московского мусульманина, как и для любого другого человека, исповедующего ислам, важно дать своим детям возможность перенять исламские нормы, получить религиозное образование, встречаться со своими братьями по вере и отмечать вместе праздники ислама.

Сложности на работе

Для мусульманина, работающего в обычном московском офисе, большой проблемой становится соблюдение пятикратной ежедневной молитвы, намаза, поскольку никаких условий для этого в офисах и учреждениях Москвы не предусмотрено. Поскольку пятница в Москве является рабочим днем, посетить пятничную молитву для мусульман, работающих в Москве, становится невозможным.

Во время бизнес-ланча мусульманин может испытывать ряд трудностей с тем, чтобы найти в Москве подходящую пищу: сделанную из халяльного мяса, без свинины, без добавления алкоголя. Мусульманин вызывает в свою сторону косые взгляды, потому что не может участвовать в общей корпоративной вечеринке, которая без алкоголя не обходится.

Неразвитая социальная инфраструктура

Посещение больниц и поликлиник, которые в Москве не имеют разделения на мужские и женские, также затруднено, потому что их попросту нет. Такова же ситуация с беспроцентными займами, поскольку мусульманам по исламу запрещено взимание процентов с займов.

Мусульмане в Москве не могут получить полноценного религиозного образования, поскольку система его недостаточно развита.

Нехватка мест для проведения праздников

Еще одна проблема мусульман в Москве, с которую может лицезреть каждый москвич два раза в год и которая заслуживает внимания государства, – это возможность справлять мусульманские праздники: Ид аль-Фитр или Ураза-Байрам, то есть Праздник разговения, и Ид аль-Адха или Курбан-Байрам, то есть Праздник жертвоприношения. Оба этих праздника являются самыми крупными в Исламе, и существуют они еще со времен его появления, они были установлены почти полторы тысячи лет назад при жизни Посланника Аллаха Пророка Мухаммеда.

Праздник Ураза-Байрам отмечается в празднование окончания поста Рамадан, а праздник Курбан-байрам отмечают по окончании хаджа через семьдесят дней после того, как отпразднуют Ураза-байрам. На праздник Курбан-Байран, который еще называют праздником жертвоприношения, принято резать верблюдов, баранов, другой скот.

Традиционно в эти праздники мусульмане обязаны посещать мечети, где проводятся праздничные молитвы, а истинно верующие, соблюдающие и преданные Богу мусульмане, посещают мечеть для молитвы и в обычные дни.

Ежегодно, когда у мечетей Москвы собирается тысячи верующих, в московских средствах массовой информации и соцсетях обязательно возникают комментарии о том, что количество мусульман в Москве растет с каждым годом, но если обратиться к архивным снимкам, то территория у Соборной мечети в Москве наполнялась мусульманами в дни этих праздников ежегодно – как десять, так и двадцать, и тридцать лет назад.

Огромное скопление мусульман у мечетей в Москве в дни праздников объясняется еще и тем, мусульманских религиозных мест, где люди могут поклоняться Богу, в Москве не хватает. Совершение обряда в дни мусульманских праздников выходит далеко за пределы территорий мечетей: верующие располагаются даже на трамвайных путях, чтобы принять участие в намазе.

Проблема номер один

Москва отстает от мировых столиц по количеству мечетей в несколько десятков раз. Не говоря уже о других городах страны, в которых часто вообще нет мусульманских мест поклонения.

В Москве было всего два места, которые могли в царской России объединить татар Москвы – это Историческая и Соборная мечеть, и если учесть, что на десять тысяч татар в ту пору приходилось две мечети, то по одной приходилось на пять тысяч человек. Только для одного миллиона татар, проживающих в Москве сейчас, количество мусульманских храмов должно составлять не менее двухсот. Количество, которое есть в Москве сейчас, несоизмеримо меньше.

Существует также расхожее мнение, что мечети строит муниципалитет или за средства госбюджета, и можно услышать возмущения со стороны горожан на тему того, почему жители города должны тратить на это свои кровные деньги. Но есть и общеизвестный факт, подтвержденный не домыслами, а реальной информацией: мечети строятся за средства мусульман: это могут быть российские предприниматели-мусульмане, а могут быть и иностранные меценаты из Турции или Саудовской Аравии. Никогда материальную помощь при строительстве мечетей не оказывали муниципалитет или федеральные власти, за исключением лишь одной мечети на Поклонной горе, строительство которой профинансировали бюджеты республик, в которых проживают преимущественно мусульмане: Татарстана, Башкортостана, Адыгеи и Казахстана.

Мусульманам в Москве часто приходится сталкиваться и с такой позицией немусульман, что мечети являются рассадниками терроризма и экстремизма, но мечети – это более эффективное средство как раз борьбы с такими явлениями, чем что бы то ни было, ведь со стороны имамов звучат призывы к верующим соблюдать законы, уважать своих сограждан и воспитывать в себе миролюбие и толерантность. Множество патологий в исламском обществе возникает как раз по причине отсутствия мечетей, потому что мусульманская молодежь в желании найти для себя источник религиозных знаний и не имея возможности прийти в мечеть, находит сомнительные компании и организации.

Разжигающие ненависть исламофобы

Мусульмане в Москве современной сталкиваются не только с бытовыми или социальными проблемами: в последние годы на исламскую общину участились атаки и со стороны не просто рядовых местных жителей, но даже со стороны общественных деятелей и людей, обладающих определенным весом в медиапространстве. В рамках подобных гонений и ранее возникали нападения и убийства мусульманских мигрантов, запреты на религиозные мусульманские книги, аресты имамов и всеобщие истерические обсуждения целесообразности строительства мечети. К этой истерической волне примкнули даже некоторые звезды российского шоубизнеса, которые выступили с требованием к мэру столицы, чтобы толпы мусульман были «спрятаны с глаз долой вместе с баранами, которых они так любят».

Было составлено даже открытое письмо к мэру Москвы и подписано такими известными лицами, как Михаил Ширвиндт и Николай Расторгуев, Ксения Раппопорт и Елена Камбурова, Андрей Макаревич и Лайма Вайкуле, Леонид Ярмольник и Татьяна Лютаева, Артемий Троицкий и Ольга Шелест, Сергей Чонишвили и Виктор Гусев, Александр Лазарев-младший и Александр Скляр. В этом письме заключается призыв запретить или «ввести в цивилизованные рамки» практику мусульман совершать обряд жертвоприношения в праздник Курбан-байрам, когда мусульмане забивают жертвенных животных «прилюдно», что «крайне удручает» отечественных звёзд.

Традицию забивать жертвенных баранов в письме называют «чужеродной для России», хотя подчеркивается, что к религиозным чувствам мусульман авторы письма относятся уважительно.

В ответ на это приводится заявление имама Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова о том, что ни одного случая забоя животных на улицах Москвы, как это описывают авторы письма, выявлено так и не было. Но зато были найдены доказательства того, что истерия вокруг вопроса о забое животных в период праздника Курбан-байрам оказалась тщательно спланированной акцией, для которой были заранее привлечены и озадачены журналисты и фотографы на поиски компромата в любом виде.

Но зато вызывает улыбку разговор о сценах насилия, которые развращают российское общество, со стороны тех лиц, которые сами ежедневно участвуют в создании телевизионного и кинематографического контента, который переполнен жестокостью, и это каждый день демонстрируется с экранов телевизоров и кинотеатров. Достаточно посмотреть выпуски новостей на ТВ, чтобы пресытиться сценами жестокости и почувствовать на себе их разрушающее влияние на психику.

И все-таки письмо оказало свое благотворение влияние: власти Москвы вплотную занялись вопросом организации мест цивилизованного и культурного забоя жертвенных животных, чего не смогли в течение десятилетий добиться от столичных властей сами мусульмане в Москве.

Мечети в Москве

Нельзя недооценивать значение мечети в жизни мусульманина, ведь для истинно верующего она является не просто местом, где он может поклоняться Всевышнему Аллаху, не просто местом произнесения молитвы: они являются еще и центрами исламской культуры, образовательными школами, где сами мусульмане и их дети могут получить религиозное образование. При них проводят занятия по исламу, обучают арабскому языку, здесь продается религиозная литература и мусульманские аксессуары, необходимые в обиходе мусульман вещи.

Историческая мечеть

Одна из старейших в Москве была основана в 1823 году по инициативе Молитвенного татарского общества и с его финансовой поддержкой. В 1939 году в ней размещался военкомат, а также мастерские и типография. В 1993 году мечеть была открыта заново, и в ней с этого времени начали совершать обязательные молитвы и пятничные проповеди, свадебные и погребальные обряды. Здесь есть зал на пятьдесят человек, которые можно арендовать для проведения мусульманских свадеб, а также для поминок. При мечети начала работу воскресная школа, в которой имамами бесплатно преподается арабский язык и проводятся занятия по изучению ислама и Священной Книги Коран.

Московская соборная мечеть

Является наиболее известной, старейшей и крупнейшей среди мечетей Москвы. Ее построил татарский купец Салих Ерзин еще в начале двадцатого века, и для современных московских мусульман она является главным мусульманским центром как Москвы, так и всей России. При ней работает ДУМЕР или Духовное управление мусульман европейской части России.

Мемориальная мечеть

Также на Поклонной горе расположена Мемориальная мечеть Москвы, которую выстроили в память о тех воинах-мусульманах, которые пали на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Здание представляет собой синтез нескольких восточных архитектурных школ: кавказской, узбекской и татарской. При ней также функционирует медресе и мусульманская община.

Мечеть Ярдям в Отрадном

Данную мечеть было разрешено построить мусульманскому бизнесмену только в комплексе с религиозными храмами других конфессий. Всего религиозный комплекс включает в себя 4 здания: суннитскую мечеть, шиитскую мечеть, православный храм и синагогу.

Мечеть в Новой Москве

Последней в Москве построена мечеть в 2017 году в районе Новой Москвы организацией московских мусульман “Милость”.

Поделиться: