165 лет назад родился просветитель Ризаэтдин Фахретдин

Ризаэтдин Фахретдин

Ризаэтдин Фахретдин (1859–1936)

В этот день, 165 лет назад, 4 января 1859 года, родился выдающийся татарский просветитель, мусульманский и общественный деятель, ученый-энциклопедист, востоковед, писатель, драматург Ризаэтдин Фахретдин (1859–1936).

Ризаэтдин Фахретдин (Ризаэтдин Фахретдинович Фахретдинов, тат. Ризаэтдин Фәхретдин улы Фәхретдин; 4 января 1859, д. Кичучатово, Бугульминский уезд, Самарская губерния — 11 апреля 1936, Уфа, БАССР) родился в многодетной татарской семье сельского муллы. Его дед Сайфетдин и отец Фахретдин (1818—1891) служили имам-хатыбами в деревне Кичучатово. У отца было две жены и одиннадцать детей. Матерью Ризаэтдина была Магуба Рымкуловна (1821-1873). Их род происходил из деревни Шырдан (ныне село Большие Ширданы Зеленодольского района Татарстана), откуда его прадед бежал после захвата Казани, боясь насильственной христианизации.

1865-1867 — Ризаэтдин учился в сельском медресе.
1867-1868 — учился в медресе при 1-й мечети Чистополя у шейха Закира-ишана Камалова.
1869-1889 — учился и затем преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. Здесь в 1884 г. в его руки попала газета «Терджиман» Исмаила Гаспринского. В последние годы учёбы Фахретдинов заинтересовался творчеством улемов-реформаторов А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани, М. Абдо.
1887- в Казани опубликована «Книга по морфологии» («Китабе эттэсриф») — первое произведение Ризаэтдина Фахретдина, посвящённое арабскому языку.
1891- переехал в Уфу, где служил казыем в Оренбургском магометанском духовном собрании. 20 августа 1891 году утверждён в звании ахуна.
1893- написал историческую статью «Казань и башкиры» в соавторстве.
1895- сопровождал венгерского учёного в его путешествии и помогал ему собрать этнические материалы.
1906-1908 — помощник редактора либеральной татарской газеты «Вакыт».
1908-1918 — редактор журнала «Шуро», которые издавались в Оренбурге. В журнале Фахретдиновым опубликованы 179 биографических статей о видных деятелях мусульманской культуры. Со страниц журнала Фахретдин отстаивал идею исторической преемственности Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и современных автору тюрко-мусульман Поволжья. Способствовал укреплению связей между мусульманами России и других стран. Проводил исследования по истории и культуре народов Урала и Поволжья. Литературное и научное творчество Ризаэтдина Фахретдина, его журналистская и редакторская деятельность оказали значительное влияние на развитие духовной культуры народов Урало-Поволжья. Его имя было широко известно в Средней Азии и Казахстане.
1918- переехал в Уфу.
1922- избран муфтием Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири.
1926- участвовал в I Всемирном мусульманском конгрессе как руководитель делегации советских мусульман и совершил хадж в Мекку.

В 1927 г. ЦДУМ объединил исторически максимальное число приходов — 14 825. Но уже к маю 1930 года более 10 000 мечетей было закрыто, от 90 до 97 % мулл и муэдзинов были лишены возможности исполнять свои обязанности.

Ризаэтдин Фахретдин протестовал против закрытия мечетей, арестов и уничтожения религиозных библиотек. Часть литературы ему всё-таки удалось спасти в архиве ЦДУМ. В 1930 году муфтий собирался подать в отставку вместе с другими членами ЦДУМ, чтобы обратить внимание всего мира на гонения мусульман в СССР.

Ризаэтдин Фахретдин — крупный религиозный философ. Владел татарским, тюрки, арабским, персидским, турецким и русским языками.

Им написаны повести «Салима, или Целомудрие» (1889), «Асма, или Проступок и наказание» (1903), в которых автор выступает сторонником приобщения народа к передовой европейской культуре, поднимает проблему эмансипации женщины.

Важнейшее место в наследии Ризаэтдина Фахретдина занимает многотомная книга «Асар», посвящённая жизни и творчеству учёных, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над которой он работал в течение нескольких десятилетий.

В вопросах становления и развития литературного татарского языка его позиция неоднозначна. Некоторое время Фахретдин был увлечен идеей единого для всех тюрков литературного языка, в дальнейшем писал на языке, близком к разговорной речи казанских татар.

В дореволюционный период вышло более 60 книг Ризаэтдина Фахретдина (многие из них выдержали 5–6 переизданий, некоторые 10–12), а также более 700 публикаций на страницах газет и журналов.

Ризаэтдин Фахретдин внес огромный вклад в развитие татарской и мусульманской культуры России, его труды востребованы сегодня религиозными деятелями, учёными, педагогами. Творческое наследие Ризаэтдина Фахретдина является ценнейшим источником по истории и культуре народов России и Востока.

Закончил свой жизненный путь просветитель на посту муфтия России и Сибири в 1936 году в г. Уфа, не дожив несколько месяцев до массовых арестов руководства Духовного управления коммунистическим режимом.

Ризаэтдин Фахретдин хроника 1923 года

Источник: Татары

Поделиться: