160 лет назад родился просветитель Закир Хади

Закир Хади

Закир Хади (1863–1933)

В этот день, 160 лет назад, 15 марта 1863 года, родился писатель, просветитель, педагог Закир Хади (1863–1933).

Закир Хади (тат. Закир Һади, Закир Һади улы Һадиев, Закир Хадиевич Хадиев; 15 марта 1863, д. Ярмекей, Белебеевский уезд, Оренбургская губерния, РИ – 14 апреля 1933, д. Бимсала, Касимовский район, Рязанская область, СССР) родился в сельской татарской семье. Начальное образование получил в семье – его отец в зимнее время обучал грамоте детей своей деревни.

C 1875 года учился в медресе села Тумутук Бугульминского уезда.

В 1885 году уехал в Нижний Новгород и несколько месяцев работал на кожевенном производстве. Там он узнал о Кастровском медресе, расположенном в в городе Касимов Рязанской губернии, где преподавание велось по новому методу. Вскоре он уезжает в Касимов и поступает учиться в Кастровское медресе.

В Кастровском медресе он проучился до 1890 года. В 6 километрах от Касимова в селе Татар Бае открылись курсы по подготовке учителей. Закир Хади, бросив медресе, поступил на эти курсы. По окончании курсов он уехал в село Мунтово и устроился на работу учителем.

Наряду с преподавательской работой на селе, Закир Хади работал над повышением своего образования. В это же время он приступил к творческой работе. В летние каникулы, снимая квартиру в Касимове, он продолжает учёбу, путешествует, посещает Москву, Санкт-Петербург, Уфу. В совершенстве овладел турецким и арабским языками.

В 1905 году уехал в Одессу, там он учительствовал в татарской новометодной школе. Живя в Одессе, Закир Хади становится свидетелем еврейских погромов, которые вызывают в душе учителя и писателя глубокое возмущение, поэтому в годы революционного подъема Закир Хади не остаётся в стороне от политических событий. Он пишет большую повесть о жестокости властей и пытается издать её в Оренбурге. Однако к печати «крамольную» рукопись не приняли. Не была издана и поэма Хади, написанная на тему русско-японской войны. Эти рукописи утеряны. Большая часть рассказов и небольших повестей, созданных в период революции 1905 года, оказались неопубликованными, и до сих пор рукописи не обнаружены. 

С 1906 года Закир Хади жил в Казани. Именно там в 1908 году он пытается издать первый сборник своих рассказов. На собственные средства писатель выпускает отдельной книгой повесть «Яңа әсхабе кәһяф» (Новые обитатели пещеры). Несколько рассказов, написанных ещё в Одессе, он пытался издать у владельцев известного Казанского книжного издательства братьев Шараф. Но, как и в случае с оренбургскими издателями, несмотря на помощь и поддержку татарского поэта Габдуллы Тукая, попытка провалилась.

С 1914 по 1918 года работает учителем в татарской школе в Харькове, где в те годы образовалась многочисленная татарская община, состоявшая в основном из выходцев из Пензенской губернии, а также касимовских татар. Затем вернулся в Еремкино.

С 1918 года Закир Хади работал учителем в школе 1-й ступени села Мунтово Касимовского уезда.

В 1919-1920 годах работал учителем в селе Барсуково Шаранского района.

В 1920-х годах снова живёт в Касимове и работает учителем в деревнях Касимовского уезда. 

Закир Хади и участники съезда учителей татарских школ Касимовского уезда 1919 года.
Закир Хади (в центре) и участники съезда учителей татарских школ Касимовского уезда 1919 года.

После 1921-1922 годов вновь уехал в Касимов и поселился в татарской деревне Бимсала. Там он также продолжил преподавательскую работу.

Его первый рассказ, «Бәхетле кыз» (Счастливая девушка), был написан в 1903 году в Мунтово и опубликован в 1904 году в Оренбурге. После последовали рассказы «Официант», «Хәер дога». В 1905 году вышел в свет его рассказ «Несчастная девушка».

Закир Хади – видный татарский писатель начала XX века, автор повестей и рассказов просветительского характера, в которых реалистично отображена жизнь татарской деревни. Основная проблематика его произведений – критика устаревших традиций и методов обучения, тема равноправия женщин, пропаганда прогрессивных взглядов.

В его рассказе «Бәхетле кыз» («Счастливая девушка», Оренбург, 1904 г.) главная героиня Гайша решительно отказывается от навязываемого родителями брака и соединяет свою судьбу с просвещенным муллой Габбасом, который любит её, видит в ней прежде всего человека, друга. Гайша становится учительницей, живет общественными интересами.

В нравоучительном рассказе «Официант» (Оренбург, 1904 г.) повествуется об открытии новых мечетей, в которые приходят молодые образованные муллы, завоевавшие авторитет среди населения.

В произведениях «Хәер-дога» (Благословение, 1905 г., Оренбург), «Мәгъсум» («Безвинный», 1906 г., Оренбург), «Яңа әсхабе кәһяф» (Новые обитатели пещеры, 1908) Закир Хади критикует кадимистские медресе, уподобляет их древним пещерам, а их воспитанников, тщетно пытающихся овладеть знаниями – пещерным жителям.

Повесть «Җиһанша хәзрәт» (Джиганша-хазрат, 1908 г.) – одно из крупнейших произведений Закира Хади. Алчному ишану-кадимисту Джиганше автор противопоставляет Хасана-муллу, выступающего за просвещение деревенских жителей. В результате просветительской деятельности Хасана-муллы сельчанам удалось повысить урожайность посевов, они стали успешнее вести торговлю, улучшили свой быт.

Рукописи ряда произведений Закира Хади утеряны: повесть, написанная под впечатлением от еврейских погромов в городе Одесса (1905), поэма о русско-японской войне, ряд рассказов.

Закир Хади умело выстраивал художественное повествование, писал живым, доступным языком, насыщенным пословицами и поговорками. Его произведения оказывали большое эмоциональное воздействие на читателя.

Творчество Закира Хади завершило татарскую просветительскую реалистическую литературу ХIX века и предшествовало демократической литературе периода Революции 1905–1907 годов.

С 1930 года Закир Хади постоянно жил в Касимове. К концу жизни он практически ослеп, но продолжал активно участвовать в просветительской и образовательной жизни Касимова и уезда.

Творческое наследие:

  • Бәхетле кыз: хикәя. – Оренбург, 1904. – 100 б.
  • Официант: хикәя. – Оренбург, 1904. – 40 б.
  • Бәхетсез кыз: хикәя. – Оренбург, 1905.
  • Мәгъсүм: хикәя. – Оренбург, 1906. – 40 б.
  • Хәер дога: хикәя. – Оренбург, 1906.
  • Яңа Әсхабе кяһәф: хикәя. – Казан, 1908. – 20 б.
  • Җиһанша хәзрәт: хикәя. – Казан, 1908. – 64 б.
  • Сайланма әсәрләр. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1957.
  • Первая публикация повести и избранных рассказов Заки Хади на кириллице была издана в Казани 1957 году.
  • Повесть «Җиһанша хәзрәт» была переиздана в 2001 году также в Казани.

В г. Касимов сохранился дом на бывшей Загородной улице, где в 1930-1933 годах жил Закир Хади. Он представлял собой деревянный сруб, обшитый тесом, в три окна по уличному фасаду, стоящий на высоком белокаменном цоколе. В настоящее время внешний облик дома изменен.

В фондах Касимовского историко-культурного музея-заповедника имеется несколько экспонатов, связанных с Закиром Хади. Это фотокопия рисунка Закира Хади, фотокопия съезда учителей школ Касимовского уезда 1919 года, среди которых есть и Заки Хади, книга писателя «Счастливая девушка», изданная в 1904 году в Оренбурге, стул Закира Хади, вырезанный из цельного куска дерева.

Источник: Татары

Поделиться: