190 лет назад родился меценат Салих Ерзин
190 лет назад, в 1833 году, родился выдающийся татарский купец, предприниматель, меценат, благотворитель, внёсший огромный вклад в дело развития мусульманской общины Москвы и ряда других регионов России Салих Ерзин (1833-1911).
Салих Юсупович Ерзин (тат. Салих Йосып улы Ерзин; 1833, Азеево, Тамбовская губерния, РИ — 1911, Москва, РИ) родился в татарской семье сельских тружеников. В 14 лет начал трудиться, работая подпаском, затем в московской лавке татарского купца Шакулова, который торговал пушниной. Впоследствии Салих Ерзин стал приказчиком у купца Шакулова, а через некоторое время женился на его дочери Айнул-Хаят. После кончины тестя Ерзин унаследовал его дело, и вскоре получил известность как один из богатейших людей столицы. Но кроме того, он славился своей исключительной честностью.
Купец с 1863 года, возведенный вместе с семьей в 1887 году в почетное потомственное гражданство, в 1905 году Салих Ерзин основывает фирму «Восточный торговый дом Салих Ерзин и Сыновья». Его фирма специализируется на торговле хлопком из Бухары, а также торговле шёлком, кожей, мехами и другими товарами. В 1910 году ему присваивается звание купца 1‑й гильдии. В его собственности находятся крупные мерлушечные заведения в Касимове, многочисленные магазины и торговые лавки, несколько домовладений в Татарской слободе Москвы.
Салих Ерзин был лично знаком с последним бухарским эмиром Сеидом Алим-ханом. Он также вел знакомство с известным татарским купцом-меценатом, миллионером Ахмедом Хусаиновым. Например, летом 1890 года на Нижегородской ярмарке прошло собрание мусульманских купцов и интеллектуалов с целью обсуждения вопроса об открытии мусульманского высшего учебного заведения. Собрание созвал Ахмед-бай Хусаинов, на нем присутствовали Исмаил Гаспринский (редактор газеты «Тарджеман» из Бахчисарая), состоятельные купцы Салих Ерзин, Абдулвели Девишев и Хайрулла Костров из Касимова, Хасан Акчурин (купец 1‑й гильдии из Симбирской губернии, свояк будущего муфтия Г. Баруди) и Мухаммеджан Шарипов из Оренбурга.
В этот период братья Хусаиновы — крупнейшие меценаты в мусульманской умме Внутренней России — перевели свое открытое за год до того медресе «Хусаиния» из Каргалы (где были сильны консервативные настроения) в Оренбург. В результате «Хусаиния» стала одним из самых крупных и влиятельных джадидских медресе во всей империи, сыграла важную роль в формировании национальной интеллигенции мусульманских народов нашей страны. Только сегодня мы понимаем, что развивалось это медресе непосредственно при личном — хотя и заочном — участии крупнейшей фигуры в джадидизме того времени И. Гаспринского. И это участие состоялось благодаря неофициальным встречам мусульманской элиты России на Нижегородской ярмарке, прежде всего состоятельных купцов‑меценатов.
Помимо успешной торговли, Салих Ерзин был также широко известен своей благотворительностью. Семейные предания гласят, что, когда он раздавал милостыню, у дома выстраивалась огромная очередь, поскольку слава о его щедрости шла по всему городу, и не только у московских татар.
В 1880‑е годы Салих Ерзин выделил крупную сумму на строительство каменной ограды вокруг Даниловского мусульманского кладбища в Москве.
Между 1880 и 1884 годами была осуществлена перестройка первой Московской мечети, располагавшейся в Татарской слободе в Замоскворечье (сегодня — Историческая мечеть). Этому предшествовало прошение старшего ахуна Хайретдина Агеева, старосты молитвенного дома Ибрагима Девишева, и Салиха Ерзина — главного финансиста проекта. В нем отмечалось: «Наше магометанское общество и военные чины онаго, числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам, … отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить «эту мечеть по фасаду». В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость Исторической мечети увеличилась до 1500 человек.
Кроме того, Салих Ерзин построил мечеть в родном селе Азеево, материально поддерживал Азеевское медресе и созданное в 1898 году в городе Касимове Общество попечительства бедным мусульманам.
Наибольшую известность Салих Ерзин получил благодаря своему участию в финансировании строительства второй Московской мечети — Соборной мечети Москвы. В 1903 году он полностью взял на себя финансирование её строительства, выделив в общей сложности 40 тысяч золотых царских рублей. В ноябре 1904 года новая мечеть, рассчитанная на 3 тысячи человек, была открыта, а 27 ноября 1904 года с её минарета прозвучал первый азан. Салих Ерзин не только финансировал возведение мечети, но и, судя по документам из уфимского архива ОМДС, являлся фактическим организатором процесса легализации мечети и ее первого временного имама Бедретдина Алимова в рамках Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. В 1999 году в память о благодеянии Салиха Ерзина на мечети была установлена мемориальная доска.
На рубеже XIX–XX веков в рамках процессов реконструкции обветшалых деревянных зданий в Москве на их месте были построены величественные многоэтажные каменные особняки, при этом самые большие и богато отделанные дома появляются у крупнейших купцов из числа мусульман — семейств Ерзиных, Исаковых и других. Салих Ерзин входил в число самых крупных домовладельцев в районе Татарской улицы и в ее окрестностях по числу принадлежащих ему участков. Из 9 владений одно, по Климентовскому переулку, занимало целую треть квартала бывших Старых Толмачей. Этот красивейший особняк (современный адрес Климентовский переулок, дом 1/18), был приобретен Ерзиным у другого купца. В нем впоследствии располагалась контора Салиха Ерзина.
Салих Ерзин ушёл из жизни в 1911 году, оставив после себя десятерых детей; его могила расположена на Даниловском мусульманском кладбище. После смерти отца торговое дело продолжили сыновья, являвшиеся почетными гражданами города Москвы. Они также, по мере сил, способствовали развитию мусульманской общины второй российской столицы. В частности, в ноябре 1913 года по инициативе попечителя Исторической мечети Садека Ерзина, сына Салиха Ерзина, в Строительное отделение Московской городской управы было подано прошение с просьбой «разрешить возвести двухэтажное с подвалом каменное здание на земле мечети». Речь идет о новой постройке взамен существовавшего с 1873 года одноэтажного деревянного здания медресе.
В связи с резким увеличением численности московской мусульманской общины в начале ХХ века небольшое помещение медресе уже не могло вместить всех желающих. Ответа на это обращение не последовало. Затем Садек Ерзин подал еще одно прошение о перестройке медресе. Именно этот проект и был утвержден в декабре 1914 года и воплощен в жизнь на средства славной семьи меценатов Ерзиных. Открытие медресе состоялось в сентябре 1915 года при участии имама Исторической мечети Абдуллы Шамсутдинова. К сожалению, вскоре последовала большевистская революция, которая надолго прервала развитие московской мусульманской уммы. Однако и по сей день здание, построенное Садеком Ерзиным, функционирует в качестве административного, офисного и учебного помещения при Исторической мечети Москвы.
11 сентября 2011 года, историческое деревянное здание Московской Соборной мечети, более 100 лет служившее духовным центром московской мусульманской общины, было снесено бульдозерами и полностью уничтожено ради строительства нового здания. Это скандальное тайное решение Духовного управления было поддержано столичными властями, сначала лишившими историческое здание статуса охраняемого объекта культурного наследия, а затем разрешившими его снос. В настоящее время на месте исторического деревянного здания Московской Соборной мечети построено новое железобетонное здание.
Источник: Татары